Причины, методы диагностики и лечения варикозного расширения вен

При нарушениях тока крови в венах, расположенных близко к поверхности кожи, сбоях в работе венозных клапанов происходит расширение венозных сосудов, их удлинение и образование визуально заметных под кожным покровом узлов – такая патология называется варикозным расширением вен. При этом сами вены заметно увеличиваются в размере, значительно снижается их природная эластичность, утончаются стенки. Ввиду того, что клапаны плохо смыкаются, кровь в неполном объеме проходит по так называемому малому кругу, из-за чего возможно образование тромбов (кровяных сгустков). Они очень опасны, потому что могут оторваться от места своего образования, закупорить просвет сосуда, а затем и послужить причиной гибели человека. По данным статистики, подобным заболеванием в основном страдают люди в возрасте от 35-45 лет, среди них примерно 30% женщин и 10% мужчин. Любопытно, что чаще всего оно диагностируется у жителей Европы (свыше 40%), а вот африканцы и жители Монголии страдают им сравнительно редко (0,1%).

Причины и образ жизни, приводящий к варикозному расширению вен

К настоящему времени врачи всерьез рассматривают наследственное происхождение заболевания, так как научные исследования в этой области позволяют говорить о частых проявлениях нарушений в функционировании вен у нескольких поколений одной семьи. При этом генетическая предрасположенность к ослаблению венозных стенок может проявляться по-разному – в виде геморроидальных узлов или локализуясь в паховой области, в других отделах организма. В каждом случае назначается соответствующее лечение.

Однако в числе причин или, скорее, провоцирующих заболевание факторов можно назвать следующие:

• Беременность. В организме носящей ребенка женщины резко меняется гормональный фон, а растущая матка способна оказывать давление на близко расположенные к ней венозные сосуды. Сильную перегрузку испытывают вены в процессе родов, поэтому после них нередки проявления этого заболевания.
  • Узкая, сдавливающая стопы обувь на высоких тонких каблуках, тесная одежда (чулки, резинки). Балансируя в неудобной обуви, женщина постоянно напрягает одни и те же мышцы, из-за чего на вены тоже оказывается губительное для них давление, а на коже появляются своеобразные темные «сеточки» из поврежденных мелких сосудов. То же происходит и тогда, когда хозяйка постоянно носит тяжелые сумки.
  • Вредные условия труда. Очень трудно избежать варикозного расширения вен на ногах, когда человек проводит весь рабочий день, стоя, – это касается продавцов, официантов, парикмахеров и других подобных работников.
  • Не менее вредны и «сидячие» виды работы. Во многом нормальное кровообращение обеспечивается при постоянной (но только не чрезмерной) нагрузке на ноги – при ходьбе мышцы сокращаются, что благотворно влияет на вены. А вот если сидеть весь день за компьютером, то неизбежен застой и, как следствие, – ослабление венозных стенок.
  • Переедание и табакокурение вредят всему организму и негативно отражаются на сердечно-сосудистой системе. Однако если у вас в роду были случаи варикоза, не следует слишком увлекаться тяжелой атлетикой и другими силовыми видами спорта.

Следует учесть, что признаки заболевания могут быть внешне незаметными, а проявлять себя оно может лишь постоянным ощущением усталости в ногах. Поэтому так важны своевременная диагностика и вовремя начатое лечение.

Основные стадии заболевания (обследование в центре флебологии)

Согласно установленной Международным ученым сообществом классификации CEAP, рассматривают шесть стадий этой болезни:

• Нулевую. Характеризуется возникновением отеков (в особенности, в конце дня), судорог, ощущением тяжести или внезапными приступами боли. Вены пока что не расширены, но заболевание уже начинает развиваться.
  • Первую. К вышеописанным симптомам добавились «звездчатые» сеточки на коже.
  • Вторую. Вены начинают понемногу увеличиваться, темнеют, яснее проступают под кожным покровом, могут появляться узелки голубоватого цвета, а также возникать тромбы.
  • Третью. Ко всем ранее перечисленным признакам добавляется постоянная отечность ног, варикозная экзема.
  • Четвертую. Кожа темнеет, воспаляется, наблюдаются участки, сигнализирующие о ее атрофии (слегка западающие). Часто можно отметить обширные поражения, напоминающие мокнущие дерматиты. Может появиться трофическая (открытая) язва – из-за отторжения омертвевшей ткани.
  • Пятую. Появившаяся язва заживает, но болезнь продолжает развиваться.
  • Шестую. На этой стадии на ноге возникают инфицированные и долго не заживающие трофические язвы – вследствие продолжающейся патологии сосудистого русла. Возможно появление флебита, тромбофлебита. Состояние больного становится опасным для жизни, требуется срочное хирургическое вмешательство.

Своевременное проведение диагностики в клинике флебологии «Артмедия» позволит вовремя предупредить болезнь и не допустить ее катастрофического развития.

Как проводится обследование, методы лечения варикоза и его профилактика

При диагностике болезни в нашем центре флебологии, прежде всего, обращают внимание на то, в каком состоянии находится клапанный венозный аппарат.

Эффективные и точные методы диагностирования заболевания, которыми пользуются флебологи клиники «Артмедия», – применение ультразвукового дуплексного/триплексного сканирования, допплерографического исследования, флебографии. Это позволяет получить данные о состоянии стенок сосудов (возможное ослабление их тонуса, истончение), диаметрах вен, скорости передвижения крови, а также узнать, насколько плотно закрывают просвет клапаны, не появились ли тромбы.

Пострадавшие от болезни вены лечат несколькими способами, суть которых состоит в склеивании, герметизации либо лазерном удалении сосудов (их поврежденных участков). В зависимости от стадии их разрушения в клинике «Артмедия» применяют:

• Склеротерапию. Специальное вещество (склерозант), которое вводят в вену путем инъекции, вызывает неинфекционное воспаление и дальнейшее рубцевание сосуда с образованием тяжа. Склеротерапия может быть ЭХО-контролируемой (для глубоких участков стволов), компрессионной пенной (для вен, расположенных у поверхности) и минимальной (для только что появившихся сосудистых сеточек).
  • Эндовазальную коагуляцию (один из методов лазерного лечения варикоза). В проколотую вену (через катетер) вводится оптоволоконный световод, создается местная анестезия. Врач, включая лазер, создает условия для слипания выстилки сосуда.
  • Радиочастотную абляцию (облитерацию). Внутренние стенки сосудов нагреваются при помощи радиоволнового воздействия, отчего на поврежденном участке возникает фиброзная (рубцовая) ткань.
  • Минифлебэктомию. Варикозно измененные вены, которые не поддаются лечению лазером, удаляются через проколы размером до 1 мм.

Помимо этого в числе методов лечения варикоза используют озонотерапию, венотоники, мази и гели с рассасывающим эффектом. В качестве профилактики рекомендуют компрессионный трикотаж, нейромышечную стимуляцию, физические упражнения. Врачи нашей клиники добиваются быстрого излечения пациентов с варикозным расширением вен, используя передовые методы диагностики и высокотехнологичное современное оборудование. Пациентам предоставляются такие бесплатные услуги, как консультация флеболога, годовое врачебное наблюдение (амбулаторно), дренажная процедура. Также можно воспользоваться скидками.