Интервью для журнала “Дорогое удовольствие”

ВРЕМЯ МЕЧТАТЬ 

Наталья Фридман – создатель и главный врач клиники анти-эйдж «Артмедия» уверена, что современные методики управления возрастом позволяют нам быть гораздо моложе своих паспортных лет, а воплощать любые свои мечты никогда не поздно, будь то серфинг, марафонский забег или страстное танго.

– Наталья, по каким признакам вы, как специалист анти-эйдж, можете – сказать, находится ли человек на правильном пути к своему активному долголетию?

– Многое можно сказать даже по внешнему виду – фигура, поведение, осанка, походка. Лишний вес или излишняя худоба, идет ли от человека положительная энергия.  Я, как дерматолог, всегда обращаю внимание на состояние кожи. По этим признакам можно сказать абсолютно точно, понимает ли человек, что есть анти-эйдж в этом мире или нет.

– То есть, многое видно еще до того, как вы получаете результаты анализов?

– Да, по тому, как человек выглядит, можно судить о его приоритетах – зачастую это скорее дорогие вещи, чем забота о своем теле и здоровье. А если говорить об анализах, то уже один только клинический анализ крови может дать нам очень важную информацию. Например, железодефицитная анемия – достаточно частая проблема сегодня. Мы практически не видим нормальных показателей железа, сывороточного железа, ферритина, гемоглобина. В первую очередь, у женщин.

– И это несмотря на то, что люди хорошо питаются и ни в чем себе не отказывают?

– То, что ни в чем себе не отказывают себе – это точно. Но это не значит, что питаются хорошо, потому что качество еды оставляет желать лучшего. По калорийности, по разнообразию мы можем много чего себе сейчас позволить, но те же самые овощи, фрукты, фермерские продукты не обогащены витаминами и минералами настолько, насколько нам это нужно, и мы недополучаем в итоге необходимых для нашего здоровья веществ.

Уточняющие анализы, например, анализ мочи на минералы, анализ волос показывают у людей полиминеральную недостаточность несмотря на доступность питания. Чаще всего не хватает магния, железа, меди, цинка. А ведь один только магний поддерживает более 720 белков в организме! Этих признаков достаточно, чтобы назначать коррекцию.

– Насколько важно контролировать свой гормональный фон?

– У мужчин после 40-45 лет мы обязательно смотрим тестостерон и его метаболиты, даже если нет никаких жалоб. У женщин пролактин и эстрадиол начинаем контролировать гораздо раньше. Ранняя менопауза стала сейчас очень распространенной проблемой, и женщины часто пропускают ее симптомы, упускают время, когда еще все можно скорректировать. А ранняя менопауза чревата ранним старением.

– Прочитала недавно, что когда человек видит свое молодое отражение в зеркале, мозг получает сигнал о том, что организм молод, и это влияет на все его функции и может даже отсрочить менопаузу. На ваш взгляд, это миф?

– Это не миф. Когда мы смотрим на себя в зеркало и нам нравится наше отражение, мы получаем гормоны счастья, а это оказывает благотворное влияние на весь организм. Причем, не только на ваш. Окружающие, глядя на вас, тоже получают выброс эндорфинов. Можно сказать, что своим внешним видом вы несете социальную ответственность! Если же вы смотрите на себя в зеркало с досадой и раздражением, то отрицательные эмоции провоцируют выработку гормона стресса и цитокинов, вызывающих в организме воспаление. Кстати, сейчас скрытое воспаление признано учеными одним из основных факторов раннего старения.

Конечно, я не буду утверждать, что можно отсрочить менопаузу, просто глядя на себя в зеркало, но хорошее настроение, бодрость и жизненный тонус в этом вопросе очень важны. И здесь, конечно, есть взаимосвязь – если женщина хорошо выглядит, то скорее всего, с гормонами у нее все в порядке.

– Значит, чтобы хорошо выглядеть, одних косметологических процедур недостаточно?

– Ко мне, как к дерматологу-косметологу, приходят за красотой. Побороться с морщинками, решить проблему с атоничной кожей, кругами под глазами, отечностью. И тогда я объясняю, что все эти проблемы взялись не из космоса. Это следствие общего состояния организма, то, к чему вы шли много лет, ничего не предпринимая для своего здоровья. Косметологические процедуры – их можно сделать и пойти дальше стареть, я бы так сказала. Это косметический ремонт. А если мы хотим настоящего омоложения, чтобы организм тоже помолодел, надо действовать изнутри. Приводить гормональную систему в порядок, восполнять дефицит витаминов и минералов.

– Люди склонны большое значение придавать наследственности. Какую роль, по вашему опыту, на самом деле играет этот фактор и можно ли им управлять?

– Считать, что у вас лишний вес, потому что у всех в семье был лишний вес – неправильно. На сегодняшний день доказано, что гены «виноваты» в том, какие мы, только на 20 процентов. 80 процентов – это образ жизни. Есть генетика – то, что в генах прописано, а есть эпигенетика – возможность менять активность генов. Мы не можем изменить сами гены, но воздействуя на их активность, можем менять развитие генетических событий.

– Как это работает на практике?

– С гена считывается белок. Дальше ситуация может развиваться по «хорошему» или по «плохому» сценарию, а это уже зависит от нашего поведения и состояния. В том числе, от витаминов, минералов, образа жизни, режима – все это влияет на активность генов.

Мы используем генетические тесты в своей работе – в диетологии, в эндокринологии – потому что они позволяют решать проблемы абсолютно индивидуально. Мне, как дерматологу, генетическая панель дает в мельчайших подробностях понять, что может грозить именно вашей коже и прицельно назначить процедуры и домашний уход.

Точно так же, зная генетическую панель, можно назначить максимально безопасную для конкретной женщины заместительную гормональную терапию. Препараты подбираются очень индивидуально, это ювелирная работа. Здесь нельзя обобщать. В этом суть анти-эйдж медицины. Нет никаких общих рекомендаций. Даже однояйцевые близнецы генетически разные, что говорить о разных людях.

– В каком возрасте не поздно начать ходить в вашу «Школу без возраста» и чему в ней учат?

– Никогда не поздно. У нас в последнем наборе были мама и дочка. Маме за 70, дочке – чуть за 30. В школе вы понимаете, что вы не одна такая странная, которая не хочет стареть. Таких много.

Мы учим тому, какие обследования надо проходить хотя бы раз в год, чтобы не пропустить проблему. Говорим об основах гормонального здоровья, витаминах-минералах, режиме сна, гаджетах – все это достаточно простым языком. Если человек всю жизнь хотел заняться спортом, но никак не получалось, мы предлагаем простые способы, как можно это сделать. Взять с собой товарища. Найти в зоне доступности фитнес зал или парк, где можно быстро ходить или бегать. Купить себе красивую спортивную одежду. Много простых, но рабочих вещей.

– Я с восторгом смотрю как вы участвуете в забегах на 10 км!  Спорт – это у вас с детства?

– Нет, я никогда не была спортсменкой! Спорт для меня начался только лет 5 назад. Я посмотрела на свою активность и поняла, что это какой-то ужас. Должно быть 10 тысяч шагов в день, а у меня 500 шагов, дом-машина-работа. И я этого даже не замечала! Однажды меня позвали покататься на велосипедах – через 10 минут я начала задыхаться и подумала: «Да, что же я за врач такой анти-эйдж? Нужно что-то предпринимать». Я решила начать бегать, но бежать у меня не получалось! Поэтому сначала, года полтора, я просто быстро ходила, и только потом почувствовала в себе силы бегать. В какой-то момент поняла, что 5км уже неинтересно, надо бегать 10. И это настолько меня поглотило, что я без бега теперь не могу. Я так прекрасно чувствую себя после пробежки – настоящая эйфория бегуна! Потом я захотела поучаствовать в забеге, пригласила с собой коллег. Теперь мы бегаем вместе.

– Значит, начать можно в любом возрасте?

– Если хочется, то надо начинать. Потихонечку, с ходьбы. Если начинаешь в 40-45 лет, то лучше сначала пройти обследование – суставы, холестерин. Бег – это все-таки серьезная нагрузка.

– Расскажите, как началось ваше увлечение танцами?

– А вот танцы – это моя детская мечта. Я с самого раннего детства ходила на носочках и говорила, что буду балериной. Смотрела по телевизору трансляции бальных танцев и глаз не могла отвести. Для меня это было пределом красоты. Но так сложилось, что на танцы меня никто не водил. Потом учеба, замужество, дети: один, потом второй и третий сразу – двойняшки, было не до танцев. Но желание танцевать сохранилось. И вот около года назад я побывала на концерте «Танго страсти» и поняла, что не могу больше просто смотреть. Прямо после концерта вязла флайер на бесплатное занятие в школу танцев, и хожу туда по сей день.

– Всего год – а вы уже участвуете в танцевальных соревнованиях!

– Когда я только начала заниматься, о конкурсах даже мыслей не было. А потом я поняла, что это хороший мотивирующий фактор. В зале можно сколько угодно оттачивать технику, всегда будет, над чем работать. А соревнования помогают отключить голову, сравнить себя с другими. Пока что я участвовала всего в двух конкурсах – в фестивале в Санкт-Петербурге и в одном из чемпионатов России в Москве, его проводит клуб «Боссанова».  Я даже удивилась, что для меня выступления не были таким уж большим стрессом. Наоборот – сплошное удовольствие. Это так захватывает! На конкурсах выступают пары разных возрастов, и я была поражена, как танцуют пары за 70! Оказывается, танцы – это такое дело, которым можно заниматься всю жизнь.

– Наталья, у вас трое сыновей, и вы с ними очень дружны. В чем ваш секрет?

– Наверное, дело в том, что дети у меня в приоритете. Они всегда для меня самые ценные, самые красивые. Долгое время я всю себя посвящала им. Я никогда не была в декрете, всегда работала, но все равно в голове, в сердце и мыслях я была с ними. Я с ними и писала, и считала, когда отдала в музыкалку, сама немножко научилась играть, хотя раньше никогда этим не занималась. Я всегда старалась быть с ними на одной волне. И когда я захотела заниматься серфингом, к слову, про волны, взяла их с собой. Я всегда стараюсь включать их в свою жизнь.

У нас очень близкие, доверительные отношения. Они знают про анти-эйдж больше, чем многие доктора. У нас эта тема постоянно обсуждается. Детям это очень интересно. Я стараюсь разговаривать с ними, как со взрослыми людьми.

– Мы уже второй год живем в условиях пандемии. Каждый осмысливает эту ситуацию по-своему. Чему она научила лично вас? Какие выводы вы сделали для себя?

– Главный вывод – ковид уже никуда не уйдет, поэтому важно защитить себя. Чем сильнее иммунитет, тем больше шансов противостоять проблемам. Анти-эйдж – это в первую очередь работа с иммунитетом. Старение – это снижение нашей адаптации, приспосабливаемости к окружающей среде, а иммунитет играет в адаптации важнейшую роль. К тому же, он защищает нас не только от простуды и вирусов, но и от раковых клеток.

И еще один важный вывод – мне очень везет с людьми. Когда началась пандемия, все были готовы работать – без паники, без истерики. Никто из коллег не ушел. Те, кто меня окружает, коллеги, друзья – очень прочные, надежные люди.

– Каким вы видите наступающий год? Чего от него ждете? И чего бы пожелали нашим читателям?

– Жду от этого года еще большей осознанности. Понимания, что организм – это инструмент для свершений. И чем больше ты за ним следишь, тем больше он дает тебе возможностей. Жду стабильности, спокойствия, уверенности в завтрашнем дне и, конечно, хочется видеть как можно больше красивых и радостных людей вокруг!

ВРЕЗЫ

Косметологические процедуры – это косметический ремонт. Их можно сделать и идти стареть дальше. Но если мы хотим настоящего омоложения, то надо приводить в порядок гормональную систему, восполнять дефицит витаминов и минералов.

Зная генетическую панель, можно назначить человеку максимально безопасную терапию. Препараты подбираются очень индивидуально, это ювелирная работа. И в этом суть анти-эйдж медицины.